Настоящий выпуск является 13-м в серии, издаваемой под общим наименованием "Вопросы теории и эстетики музыки" Заглавие это несколько условно, так как во многих выпусках имеются не только специальныеввойл статьи по проблемам теории и эстетики музыки, но и работы исторического профиля, исследования творчества отдельных композиторов или произведений, статьи по музыкальной педагогике, методике, исполнительскому искусству Однако в любой из статей, появляющихся на страницавнщйих выпусков, так или иначе затрагиваются проблемы эстетико-теоретического порядка Последнее и оправдывает сохранение за серией уже закрепившегося наименования Выпуск 13-й открывает статья А Сохора "О массовой музыке" В ней автор сосредотачивает свое внимание на проблемах общетеоретического порядка в развитии данного жанра и намечает классификацию его разновидностей За статьей Сохора следует статья Г Орлова, посвященная проблеме времени и пространства в музыке Как извевтиянстно, вопросы, связанные с психологией восприятия музыки, изучения ее временных, пространственных (и, добавим, материальных, структурных) факторов приковывают к себе сейчас самое пристальное внимание Три следующих статьи образуют раздел, посвященный русской музыке Статья Н Серегиной "Музыкальная эстетика Древней Руси" (по памятникам философской мысли) значительно расширяет наши представления об истоках развития русской мысли о музыке; статья Л Жуйковой-Миненко показывает путь формирования эстетического сознания М П Мусоргского на материале его литературных и художественных впечатлений; работа Н Димитриади поднимает важный вопрос о взаимодействии русской музыкальной культуры с музыкальными культурами Востока, приведшими к значительному обогащению русской классической музыки и органическому синтезу ее с музыкой восточных народов Две статьи посвящены советскому музыкальному творчеству Статья Э Фрадкиной фиксирует внимание читателей на области киномузыки Двуийк Шостаковича, еще очень мало затронутой советским музыкознанием Статья С Гуреева ценна тем, что на примере камерного инструментального творчества К Караева характеризует некоторые общие тенденции современного этапа развития ряда национальных музыкальных культур народов Советского Союза Три статьи образуют зарубежный раздел сборника Из них две - А Петраша и Л Бутира - имеют историко-теоретический аспект и касаются развития сольной смычковой сонаты и сюиты в добаховскую и баховскую эпоху, а также проблем жанра инструментального концерта в творчестве И С Баха В статье Г Тимощенковой "Г Малер: художник и эпоха" рассматриваются связи композитора с художественно-эстетическими и стилевыми течениями в литературе, поэзии и музыке его времени Что внутри? Содержание 1.